Сенсорное воспитание детей как результат успешного обучения и познания мира
Тер-Григорьянц Галина Семёновна,
директор филиала ООО "Центр Слуха и Речи
ВЕРБОТОН-М+" в г. Кисловодске
Сенсорное воспитание – это воспитание умения видеть, слышать, осязать (т.е. воспринимать окружающий мир) и формирование чувственного познания.
Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей, для развития личности. Учёный Л.С. Выготский обратил внимание на то, что в основе формирования высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний.
Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребёнка и имеет самостоятельное значение. Особенно важно оно в раннем детстве, когда совершенствуется деятельность органов чувств, накопление представлений об окружающем мире.
Для благоприятного сенсорного развития ребёнка в педагогической работе нужно постоянно реализовывать задачи сенсорного воспитания.
Сенсорное воспитание – это формирование у ребёнка качественно новых сенсорных процессов и свойств. Оно осуществляется под влиянием активного педагогического воздействия в процессе усвоения ребёнком общественного сенсорного опыта.
Прежде, чем мыслить, ребёнок начинает познавать окружающее с помощью органов чувств (зрение, слух, осязание и др.). Познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия, т.е. чувственного отражения в мозге ребёнка предметов и явлений окружающей действительности.
В раннем возрасте восприятие совершенствуется, и к трём годам достигает высокого уровня развития: ребёнок тонко дифференцирует голоса, различает предметы по цвету, величине, узнаёт знакомые мелодии, различает темп музыки, получает первые числовые представления (много, мало) и др. У него развиваются различные сенсорные способности: видеть и рассматривать, слышать и слушать, различать предметы по отдельным признакам и т.д.
Основное формирование сенсорных процессов происходит в дошкольном возрасте.
Особенно важно сенсорное воспитание для детей с ограниченными возможностями здоровья, с различными по характеру и глубине отклонениями в развитии речевого, слухового, зрительного, двигательного и интеллектуального развития.
В кисловодском филиале «Центра Слуха и Речи ВЕРБОТОН-М+» есть опыт практической работы с детьми, имеющими нарушения сенсорного развития. Это электроакустическая верботональная аппаратура СУВАГ, музыкальные инструменты и различные методики, включающие игровые упражнения и дидактические игры. Но главное – «Сенсорная комната» – среда, насыщенная дидактическим материалом для занятий с детьми. В этой комнате идёт погружение ребёнка в реальное и интерактивное пространство, создающей особые условия для его взаимодействия с окружающим миром.
Уважаемые родители! Не пропустите у своего ребёнка сензитивный (благоприятный) период сенсорного развития (с рождения до 3-х лет). Если у вас есть затруднения по этому вопросу, приходите к нам в Центр.