Роль инновационных технологий в развитии ребенка (сенсорная комната)
Роль инновационных технологий в развитии ребенка (сенсорная комната)
Тер-Григорьянц Галина Семеновна
директор филиала ООО»Центр Слуха и Речи Верботон-М+»
в г. Кисловодске.
Уважаемые родители!
Для более эффективного развития речевой активности детей необходима система занятий и упражнений, включающих развитие и взаимодействие всех сенсорных каналов ребенка, по следующим направлениям:
- развитие зрительного восприятия;
- развитие слухового восприятия;
- развитие тактильных ощущений и моторики (рук и ног);
- развитие вестибулярного аппарата.
Современная реабилитация детей с различными нарушениями все более активней используют технологии, так называемой сенсорной коррекции. Комплекс «Сенсорная комната» был разработан в Голландии в начале 80-х годов двадцатого века.
«Сенсорная комната» представляет собой помещение, оборудованное по стандартному или индивидуальному проекту, где ребенок, пребывая в безопасности, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или в сопровождении специалиста исследует окружающее. В сенсорной комнате создаются разнообразные коррекционные среды, в зависимости от чувств, на которые воздействуют оборудование:
- мягкая среда;
- зрительная среда;
- тактильная среда;
- среда запахов (воздушная).
Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания вестибулярные рецепторы. В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Это способствует быстрому восстановлению теплого контакта между педагогом-дефектологом и ребенком. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятные ароматы, тихая нежная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности.
Пребывание в сенсорной комнате способствует улучшению эмоционального состояния; снижению беспокойства и агрессивности; снятию нервного напряжения и тревожности; нормализации сна; активизации мозговой деятельности; ускорению восстановительных процессов после заболеваний. Отсутствие опасных предметов, «мягкий пол» и стены дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, развивают самостоятельность, навыки общения и самообслуживания, способствуют развитию двигательных и технических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения.
Сенсорная комната может использоваться для релаксации детей с нарушением слуха, а также для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций, речи).
Нахождение в сенсорной комнате воспринимается ребенком как игра, веселая и интересная. Множество различных светящихся приспособлений вызывают неподдельный интерес у детей, им все хочется потрогать, исследовать каждую мелочь.
В зависимости от поставленной задачи, сеансы в сенсорной комнате можно рассматривать как:
- самостоятельную реабилитационную процедуру;
- способ подготовки к медико-психологическим мероприятиям;
- средство по формированию у детей игровой деятельности;
- средство для запоминания и систематизации полученных знаний об окружающем мире.
Занятия в сенсорной комнате создают условия для благополучного развития. Эффективность применения сенсорных комнат в реабилитационной педагогической работе доказана опытом многих стран, в том числе и России.
Практический опыт реабилитационной работы в сенсорной комнате нашего Центра Слуха и Речи в г. Кисловодске полностью подтверждает и доказывает все вышесказанное.