1. Прогрессивный верботональный метод на Северном Кавказе
Тер-Григорьянц Галина Семёновна,
директор филиала ООО "Центр Слуха и Речи
ВЕРБОТОН-М+" в г. Кисловодске
В середине прошлого века в Хорватии был разработан метод реабилитации лиц с серьёзными проблемами в общении. В 1961 году автор и разработчик верботонального метода, член Академии наук и искусств Хорватии Петар Губерина открыл реабилитационный центр «Суваг», который в дальнейшем стал называться «Центром реабилитации слушания речи».
В России верботональный метод применяется с 1990 года. Примерно в это же время сурдопедагоги «Центра Слуха и Речи ВЕРБОТОН-М+» прошли стажировку в г. Загребе (Хорватия), получив сертификат, указывающий на то, что они овладели верботональным методом.
В кисловодском филиале «Центра Слуха и Речи »данная прогрессивная методика используется уже много лет, что позволяет нам сделать собственное обобщение и выводы.
Верботональный метод активно используется в обучении речи детей c нарушенным слухом, детей без слуха, детей с нормальным слухом при логопедических проблемах, а также при других нарушениях развития.
Верботональный метод - это полная реабилитация. Он использует ресурсы тела обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель метода заключается в том, чтобы предоставить ребёнку всю информацию, включая слуховую, с тем, чтобы он мог её проанализировать, а затем использовать в непроизвольных ситуациях.
Преимущества верботонального метода таковы: благодаря современной и качественной электроакустической аппаратуре процесс реабилитации проходит гораздо быстрее; достигнутые результаты успешно закрепляются, т.е., говоря профессиональным языком, «формируется картина в коре головного мозга».
Верботональный метод подчёркивает важность одновременного развития всех органов чувств, тренировки двигательных, слуховых, зрительных способностей, уделяет особое внимание телу ребёнка в восприятии звуков. И здесь главную роль играет сенсорная интеграция, бессознательный процесс, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств.
Достойное место в верботональном методе отводится использованию в работе электроакустической техники. Речь идёт об аппарате ВЕРБОТОН, который был разработан профессором П. Губериной в соответствии с основными положениями метода, в частности, с учётом того, что, согласно верботональной теории, техническое средство должно подчиняться пациенту, а не руководить им.
Реабилитация детей, имеющих слуховые, речевые и артикуляционные нарушения различной степени тяжести, а также преподавание иностранных языков успешно проходит с помощью аппаратов: ВЕРБОТОН BT15, ВЕРБОТОН VT42, ВЕРБОТОН VT42.
Критериями готовности ребёнка с нарушениями слуха и речи к интеграции являются: слухопротезирование, слуховосприятие, речевое общение, усвоение программы, психологическая зрелость, социальная адаптация и коммуникабельность.