2. Сенсорная интеграция как залог успешного обучения и адекватного поведения детей

Тер-Григорьянц Галина Семёновна,

директор филиала ООО "Центр Слуха и Речи

ВЕРБОТОН-М+" в г. Кисловодске

 

Уважаемые родители!

В последнее время вопрос о сенсорной интеграции всё чаще обсуждается учёными, педагогами и медиками, которые связывают его с нормальным развитием детей и нарушением у них поведения или проблемами обучения в школе.

Под сенсорной интеграцией понимается обработка ощущений, поступающих от органов чувств,их структурирование и упорядочивание получаемой информации для последующего адекватного ответа. То есть, в процессе сенсорной интеграции в наш мозг поступает информация от органов чувств, обрабатывается и выдаётся в виде некоторых знаний о предмете. Чем активнее работают сенсорные системы, тем больше мозг получает достаточной информации и выдаёт больше адекватных ответов.

Сенсорная интеграция – это бессознательный процесс, который происходит в головном мозге и организует различную информацию, полученную с помощью органов чувств (вкус, запах, звуки, прикосновения, движения и т.д.).

В каждом человеке генетически заложен базовый уровень сенсорной интеграции, первый этап которой проходит ещё до рождения, когда мозг плода, находящегося в утробе матери, ощущает движения материнского тела и реагирует на них.

Первый год жизни ребёнка является особенным. В этот период времени происходят процессы адаптации к окружающему миру и существованию в человеческом обществе.

Основным психическим процессом в это время являются ощущения.

Ощущения вызываются раздражителями. Посылая определённые сигналы, они стимулируют и активизируют нервные клетки и запускают нервные процессы.

Таким образом,стимулирование органов чувств при помощи поступающих в мозг разнообразных сигналов из внешнего мира предполагает нормальное созревание мозга.

В период новорожденности важно, чтобы малыш ощущал прикосновения и поглаживания, останавливал взгляд на яркой игрушке, слушал голос мамы и спокойную музыку, тянулся за игрушкой, пытался перевернуться и т.д.

Основным на первом году жизни резонно считается развитие сенсорных и моторных функций, своего рода базы становления психических процессов. В процессе сенсомоторного развития происходит познание окружающих предметов, их свойств, отличительных признаков.

Детство играет в сенсорной интеграции основную роль. Ребёнок должен развивать сенсорную интеграцию, по-разному взаимодействуя с окружающим миром.

Развитие сенсорных функций у детей дошкольного возраста прописано по годам в любой дошкольной образовательной программе. Игры на развитие зрительных, слуховых, тактильных ощущений, упражнения и игры на развитие ощущения собственного тела и действий силы тяжести – вся эта работа с ребёнком в дальнейшем предполагает сенсорную интеграцию.

Чтение тоже требует весьма сложной интеграции ощущений, поступающих от различных органов чувств (глаз, ушей и от особого чувствительного органа во внутреннем ухе), а также от мышц шеи. А танцоры и гимнасты могут похвастаться отлично развитой интеграцией телесных и вестибулярных ощущений: именно поэтому их движения так красивы и точны.

Мы работаем в реабилитационном «Центре Слуха и Речи ВЕРБОТОН-М+» г. Кисловодска. Часто нам приходится иметь дело с детьми, имеющими сложные нарушения. Процесс реабилитации начинается с реабилитационно-восстановительной работы, а также развития, расширения и интеграции сенсорных процессов. На втором этапе реабилитации сенсорная интеграция становится основой коррекционно-развивающей работы.

По мере взросления индивида некоторые сенсомоторные процессы уступают место ментальным и социальным навыкам. Однако именно сенсомоторные процессы лежат в основе ментальных и социальных функций мозга.

Сенсорная интеграция необходима для нормального развития ребёнка, движения, говорения и игры, т.к. она формирует базу для обучения и социализации ребёнка. Это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо, адекватное поведение.


 

×
ООО "Центр слуха и речи Верботон-М+" филиал г. Кисловодск