3. Коррекционно-педагогическая помощь глухим детям после кохлеарной имплантации
Тер-Григорьянц Галина Семёновна,
директор филиала ООО "Центр Слуха и Речи
ВЕРБОТОН-М+" в г. Кисловодске
Уважаемые родители!
На данный момент единственным способом реабилитации детей с глухотой остаётся кохлеарная имплантация (КИ).
Кохлеарная имплантация успешно проводится во всём мире уже более тридцати лет. В России операции по вживлению кохлеарных протезов реализуются с 1991 года. В федеральную программу «Дети-инвалиды» включена статья по обеспечению нуждающихся в кохлеарной имплантации.
Важным этапом кохлеарной имплантации является послеоперационная слуховая реабилитация, которая проводится, в основном с применением слухоречевого подхода к оказанию коррекционно-педагогической помощи. Цель слухоречевого подхода - обеспечение свободного восприятия глухим ребёнком окружающих звуков и речи.
Успешность коррекционно-психологической реабилитации детей с имплантами зависит от следующих условий:
- постоянное нахождение в среде говорящих (нежелательно отправлять кохлеарно имплантированных детей в специальные учреждения для глухих);
- комплексный характер реабилитации (детей реабилитирует психолог, социальный педагог, педагог по речевой ритмике и т.д.);
- включение в реабилитацию родителей, которые должны повторять и закреплять полученные ребёнком умения и навыки.
Специальная коррекционно-педагогическая помощь детям предполагает формирование у них различных видов речевой деятельности (слушание, говорение).
Под слушанием мы понимаем восприятие и понимание звучащей речи, а также различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений, понимание на слух информации, произносимой в нормальном темпе.
Говорение - процесс использования средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения, практическое овладение простейшими диалогическими единствами, ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения, а также следование в практике речевого общения основным произносительным, лексическим, грамматическим нормам современного русского литературного языка.
Ведущие направления коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации - это:
а) формирование и развитие слухового восприятия и
б) формирование и развитие устной речи.
Успешность коррекционно-педагогической помощи зависит от ряда факторов:
- правильной настройки кохлеарного импланта;
- условий восприятия звуков, т.к. кохлеарно имплантированный ребёнок испытывает трудности при обучении слушанию в шумных помещениях;
- от возможности улавливать разные акустические сигналы (неречевые и речевые звуки);
- от организации развития речевых навыков в различных ситуациях общения (взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок, взрослый-дети);
- от наличия позитивного опыта слухового восприятия и общения;
- от особенностей участия в процессе оказания специальной помощи близких.
Таким образом, после коррекционно-педагогической помощи у детей с кохлеарной имплантацией формируется адекватное слухоречевое поведение, позволяющее им активно использовать развивающийся слух для восприятия и понимания устной речи, а также для её воспроизведения, что предполагает успешное развитие ребёнка в среде слышащих людей.