3. Коррекционно-педагогическая помощь глухим детям после кохлеарной имплантации

Тер-Григорьянц Галина Семёновна,

директор филиала ООО "Центр Слуха и Речи

ВЕРБОТОН-М+" в г. Кисловодске

 

Уважаемые родители!

На данный момент единственным способом реабилитации детей с глухотой остаётся кохлеарная имплантация (КИ).

Кохлеарная имплантация успешно проводится во всём мире уже более тридцати лет. В России операции по вживлению кохлеарных протезов реализуются с 1991 года. В федеральную программу «Дети-инвалиды» включена статья по обеспечению нуждающихся в кохлеарной имплантации.

Важным этапом кохлеарной имплантации является послеоперационная слуховая реабилитация, которая проводится, в основном с применением слухоречевого подхода к оказанию коррекционно-педагогической помощи. Цель слухоречевого подхода - обеспечение свободного восприятия глухим ребёнком окружающих звуков и речи.

Успешность коррекционно-психологической реабилитации детей с имплантами зависит от следующих условий:

- постоянное нахождение в среде говорящих (нежелательно отправлять кохлеарно имплантированных детей в специальные учреждения для глухих);

- комплексный характер реабилитации (детей реабилитирует психолог, социальный педагог, педагог по речевой ритмике и т.д.);

- включение в реабилитацию родителей, которые должны повторять и закреплять полученные ребёнком умения и навыки.

Специальная коррекционно-педагогическая помощь детям предполагает формирование у них различных видов речевой деятельности (слушание, говорение).

Под слушанием мы понимаем восприятие и понимание звучащей речи, а также различение в потоке речи слов, словосочетаний и предложений, понимание на слух информации, произносимой в нормальном темпе.

Говорение - процесс использования средств языка в устной речи в соответствии с условиями общения, практическое овладение простейшими диалогическими единствами, ведение диалога в ситуациях повседневного и учебного общения, а также следование в практике речевого общения основным произносительным, лексическим, грамматическим нормам современного русского литературного языка.

Ведущие направления коррекционно-педагогической помощи детям после кохлеарной имплантации - это:

а) формирование и развитие слухового восприятия и

б) формирование и развитие устной речи.

Успешность коррекционно-педагогической помощи зависит от ряда факторов:

- правильной настройки кохлеарного импланта;

- условий восприятия звуков, т.к. кохлеарно имплантированный ребёнок испытывает трудности при обучении слушанию в шумных помещениях;

- от возможности улавливать разные акустические сигналы (неречевые и речевые звуки);

- от организации развития речевых навыков в различных ситуациях общения (взрослый-ребёнок, ребёнок-ребёнок, взрослый-дети);

- от наличия позитивного опыта слухового восприятия и общения;

- от особенностей участия в процессе оказания специальной помощи близких.

Таким образом, после коррекционно-педагогической помощи у детей с кохлеарной имплантацией формируется адекватное слухоречевое поведение, позволяющее им активно использовать развивающийся слух для восприятия и понимания устной речи, а также для её воспроизведения, что предполагает успешное развитие ребёнка в среде слышащих людей.

 


×
ООО "Центр слуха и речи Верботон-М+" филиал г. Кисловодск