Глоссарий

Адаптация социальная (от млат. adapto — приспособляю и socium — общество) — активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе. В процессе становления личности А. с. происходит главным образом под влиянием целенаправленных воспитательных воздействий, но может осуществляться и стихийно (за счет подражания и т. п.). А. с. аномальных детей существенно затруднена в силу ограничений, накладываемых дефектом. Этим определяется особая значимость и специфика коррекционно-воспитательной работы с аномальными детьми. (Степанов С.С. Дефектология. Словарь-справочник)

Алалия (от греч. а- приставка со значением отрицания и lalia — речь) — отсутствие или ограничение способности пользоваться речью при сохранном слухе и интеллекте. Проявляется в стойком недоразвитии механизмов владения фонетико-фонематическими, лексическими и грамматическими средствами языка. Возникает в результате недоразвития или поражения (при травмах, энцефалите и др.) в доречевом периоде развития речевых зон коры больших полушарий головного мозга.

Различают моторную и сенсорную А. (последняя встречается значительно реже; иногда наблюдается смешанная форма — сенсомоторная А.). Моторная А. характеризуется преимущественным недоразвитием звуковой (экспрессивной) стороны речи при достаточно сохранном ее понимании. При сенсорной А. отсутствует понимание речи, вследствие чего не происходит овладение ею. (Степанов С.С. Дефектология. Словарь-справочник)

Аудиометрия (от лат. audio — слышу и греч. metron — мера) — исследование чувствительности слуха с помощью электроакустических приборов — аудиометров. Другим средством аудиометрии является регистрация слуховых потенциалов вызванных, по коим можно судить о степени снижения слуха и уровне нейропсихологического поражения.. (С. Ю. Головин. Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест, 1998. )

Аутизм (от греч. autos — сам) — отрыв от действительности, погружённость в фантазии, склонность принимать воображаемое за реальное, желаемое или вызывающее страх — за осуществившееся на самом деле, лелеемое в мечтах и надеждах - за уже воплотившееся в действительность. <...> Е.Блейлер рассматривал аутизм как характерный признак шизофрении. Согласно К.Ясперсу, аутизм есть «самозаточение в собственном изолированном мире». Термин имеет ряд коннотаций в зависимости от клинического контекста и по-разному представляется различными авторами, с позиций разных направлений исследования. (Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд.)

Афазия – нарушение речи, проявляющееся в полной или частичной утрате способности пользоваться языковыми средствами при сохранении функций артикуляционного аппарата и слуха. Возникает при органических поражениях речевых отделов коры головного мозга в результате перенесенных заболеваний и травм, опухолей, воспалительных процессов. (Степанов С.С. Дефектология. Словарь-справочник)

Гиперактивность – комплексное нарушение поведения и познавательных процессов; проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью. (Степанов С.С. Дефектология. Словарь-справочник)

Дефектология – научная отрасль, изучающая закономерности и особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и вопросы их обучения и воспитания. (БСЭ)

Кохлеарный имплантант (КИ) – электронное устройство. Состоит из внутренней части, которая имплантируется хирургом в ухо и стимулирует слуховой нерв в улитке, а также внешней части. Во внешней части микрофон улавливает звуки, а речевой процессор посылает их во внутреннюю часть. КИ позволяет людям с двусторонней глухотой или глубоким нарушением слуха слышать окружающие звуки и речь. (И.В. Королёва. Кохлеарная имплантация и дети)

Мультисенсорная (сенсорная) комната - особым образом организованная окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, воздействующих на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению теплого контакта между специалистом и пациентом. (Инновационное оборудование для создания доступной среды в образовательных учреждениях...)

Ранний детский аутизм (РДА, синдром Каннера) - редкий синдром, который в большинстве случаев присутствует с рождения или начинается в первые 30 мес. Реакции на слуховые и иногда на зрительные раздражители нарушены; понимание речи обычно значительно затруднено. Развитие речи задерживается и, если речь развивается, она характеризуется эхолалией, путаницей местоимений, незрелостью грамматических структур; отсутствует способность употреблять абстрактные термины. Обычно наблюдается расстройство в социальном использовании как устной речи, так и языка жестов. Трудности в социальных взаимоотношениях наиболее заметны в возрасте до 5 лет и включают нарушения в развитии способности смотреть в глаза собеседнику, к совместным играм, а также к появлению социальных привязанностей. Обычно наблюдаются ритуалы, болезненная приверженность неизменному порядку, сопротивление любым изменениям, привязанность к необычным предметам и стереотипный характер игры. Способность к абстрактному или символическому мышлению и творческим играм снижена. Уровень интеллекта колеблется от сильно сниженного до нормального и выше.  (Словарь психиатрических терминов)

×
ООО "Центр слуха и речи Верботон-М+" филиал г. Кисловодск