Вводная беседа

 

Специалистами давно замечено, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами благотворно действуют на развитие детей, в частности, на развитие детской речи.

 

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, усилится контроль над выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

 

Все упражнения можно разделить на 3 группы.

I группа. Упражнения для кистей рук:

· развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

· учат напрягать и расслаблять мышцы;

· развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

· учат переключаться с одного движения на другое.

II группа. Упражнения для пальцев условно статические:

· совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

III группа. Упражнения для пальцев динамические:

· развивают точную координацию движений;

· учат сгибать и разгибать пальцы рук;

· учат противопоставлять большой палец остальным.

Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.

 

С какого возраста можно начинать выполнять эти упражнения?

Некоторые специалисты советуют заниматься пальчиковой гимнастикой с 6-7 месяцев. Но и в более позднем возрасте занятия будут очень полезны и эффективны.

 

Начинать можно с ежедневного массажа кистей рук и пальцев (по 2-3 минуты):

1.                    Поглаживания и растирания ладошек (движения вверх – вниз);

2.                    Разминания и растирания каждого пальца (вдоль, затем поперёк);

3.                    Растирания пальчиков спиралевидными движениями.

Затем можно выполнять некоторые упражнения III группы в пассивной форме, то есть Вы сами сгибаете, разгибаете пальчики малыша и совершаете другие энергичные движения, сопровождая их ритмичными строчками. При этом важно, чтобы в упражнениях участвовали все пальчики.

Примерно с 10 месяцев кроме пассивных упражнений II и III групп ребёнка нужно учить:

· катать между ладошками и пальчиками шарики и палочки разного размера;

· рвать бумагу, отщипывать кусочки от куска глины или пластилина;

· перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (бусинки, пуговки и т.п.) одной рукой или двумя одновременно.

Затем малыша можно начинать учить движениям, имитирующим знакомые ему действия и предметы (упражнения I группы).

После освоения упражнений I группы можно приступить к выполнению упражнений II и III групп, но уже в активной форме (когда все упражнения ребёнок выполняет сам).

Если же вы начинаете заниматься с детьми в возрасте 2-, 3-, 4 лет и старше, то отрабатывайте последовательно все упражнения, начиная с I группы.

Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.

 

Пальчиковая гимнастика:

1.                    Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.

2.                    Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем - другой рукой, после этого - двумя одновременно.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

1.                    Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя и больше. Например: "Коза" - "Улитка". Ребёнок переключается с позиции "коза" на позицию "улитка" (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счёт "раз-два". Или: "Вилка" - "Кольцо" - "Заяц". Можно предлагать любую последовательность упражнений.

2.                    "Рассказывать руками" маленькие истории, сказки и стихи. Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу.

Например: "В одном чудесном месте протекала речка (изображаем "речку"). В ней жила маленькая рыбка (изображаем "рыбку"). Как-то раз по реке проплыл пароход (упражнение "пароход"), он сильно гудел и рыбка испугалась и уплыла. А на берегу реки ("река"), росло дерево ("дерево") и т. д.

×
ООО "Центр слуха и речи Верботон-М+" филиал г. Кисловодск