Слухоречевая реабилитация

          ... При нарушении слуха в мозг ребенка не поступают речевые звуки. Самый оптимальный возраст для развития речи детей с нормальным слухом – с 1 до 3 лет, когда активно развиваются речевые центры мозга. Если слух нарушен, развитие речи переносится на более поздний период. Но это будет работа с сурдопедагогом систематическая и длительная.

Слышать речь необходимо, чтобы воспринимать информацию, общаться с окружающими людьми, учиться, развивать мышление. Речь важна также и для воспитания ребенка. Поэтому, даже небольшое снижение слуха у малыша приводит к задержке и нарушению его речевого и интеллектуального развития, мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств и др.

Задача родителей и специалистов как можно раньше обеспечить ребенку с нарушением слуха возможность слышать. На современном этапе это происходит с помощью слуховых аппаратов, которые позволяют детям с любой потерей слуха слышать даже тихие звуки, но это не означает, что надев их, тугоухий ребенок будет, так же, как и нормально слышащий, воспринимать речь и говорить. Увы, все не так просто.

Слышать речь – не значит понимать ее. Например, мы с Вами можем слышать китайскую речь, но не понимать ее и не говорить на китайском языке.

Во-первых, ребенок должен научиться произносить звуки речи. И делать это он должен быстро, так как в обычной речи звуки быстро сменяют друг друга, чтобы получились слова и предложения. Это умение связано с развитием управления и координации работы органов артикуляции, голосообразования и дыхательной системы.

Но, чтобы говорить – надо знать, что сказать. Поэтому, во-вторых, ребенок должен узнать значение множества слов, как изменять слова (в зависимости от числа, рода, падежа и др.) и соединять в предложения. Это значит, он должен сначала научиться понимать речь. Если у ребенка в памяти есть соответствующие слова, и он знает, как из них составить предложение, то он сможет его сказать, общаясь с окружающими. Пусть даже слова и фразы будут сначала не очень понятны. Это связано с накоплением в памяти малыша:

- пассивного словаря (слов, которые ребенок понимает);

- активного словаря (слов, которые ребенок уже говорит, понимая их значение, а не просто повторяя за взрослыми);

- правил грамматики.

Всех детей с нарушением слуха после слухпротезирования надо стимулировать произносить как можно больше разных звуков и слов, чтобы развивать координацию между дыхательной и голосовой системой, органами артикуляции и остаточным слухом. Если ребенок замолчит, то позднее сформировать у него нормально звучащую речь очень трудно. А чем лучше речь у ребенка, тем больше возможностей использовать свой слух.

Слухоречевая абилитация (от лат. аbilitatio –приспособленный; ability – способность, возможность) – система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на адаптацию к жизни ребенка с нарушением слуха, что включает в себя развитие у него разных функций – умение слушать, понимать речь, говорить, а также помощь семье ребенка. В нашем центре мы абилитируем детей, развивая функции, которые не были сформированы у ребенка из-за болезни.

Специалисты «Центра Слуха и Речи Верботон М+» при работе с детьми с нарушением слуха применяют верботональный метод социальной адаптации ребенка – метод полной реабилитации, который использует ресурсы тела обучающихся детей. Речь идет об аппаратуре  «Верботон СТ-10» для развития устойчивой функции слуха.

У верботонального метода есть два преимущества. Во-первых, процесс реабилитации глухих детей проходит гораздо быстрее, благодаря современной и качественной электроакустической аппаратуре дети учатся слушать и говорить в комфортных для них условиях.

Во-вторых, достигнутые результаты хорошо закрепляются, так как формируется слуховая картина в коре головного мозга.

Целью верботонального метода является интеграция детей с нарушением слуха в общество и массовую систему обучения. «Наши» дети могут приближаться по уровню общего и речевого развития к сверстникам с сохранным слухом и в дальнейшем обучаются вместе со слышащими детьми в детских садах и в школах общего типа, получить сначала хорошее образование, а потом и работу.

 

Уважаемые родители, дайте своему ребенку возможность не только слышать, но и говорить!

×
ООО "Центр слуха и речи Верботон-М+" филиал г. Кисловодск