Аутизм как синдром XXI века

Конец прошлого и начало нынешнего века характеризуется ростом числа случаев сложных нарушений развития. Основной причиной этого феномена является влияние неблагоприятных средовых и генетических факторов. К тому же, развитие специализированной помощи, повышение квалификации специалистов, бóльшая информированность населения в совокупности привели к тому, что диагностика стала более точной и дифференцированной.

Многие учёные считают, что аутизм как симптом часто встречается при различных видах психических нарушений – при осложнённых формах лобной олигофрении, ДЦП, при патологии зрения, слуха и т.д. Синдром аутизма нередко входит в состав сложного дефекта. Именно наличие аутизма в клинической картине приводит к появлению особых трудностей в построении стратегии и тактики коррекционного подхода. Это связано с тем, что нарушения коммуникации как таковой является основным препятствием для развития всех психических функций, даже при их потенциальной сохранности.

Аутические нарушения – это несколько групп нарушений, объединённых под общим названием «Всеобъемлющие нарушения развития», которые характеризуются серьёзными затруднениями в следующих сферах развития:

 - навыки социального взаимодействия;

 - навыки общения;

 - стереотипное поведение;

 - интересы и занятия.

Аутизм – это нарушение в развитии ребёнка, а не болезнь.

Дети с диагнозом «аутизм» имеют сложные симптомы во всех областях социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Поэтому работа в этом направлении становится генеральной линией в коррекционно-педагогической реабилитации.

В европейской литературе для этой работы используется термин «поведенческая терапия» или «оперантная терапия».

Поведенческая терапия строится как процесс обучения.

Перед началом коррекционной работы педагог-дефектолог должен располагать информацией о медицинском диагнозе. Особое внимание следует обратить на наличие эндогенных заболеваний и органического поражения ЦНС. Это поможет в будущем правильнее отслеживать динамику состояния ребёнка, подбирать способы и приёмы коррекции, находить более сохранные функции для того, чтобы опираться на них.

В педагогическое учреждение (коррекционное образовательное учреждение, педагогический реабилитационный центр) детей направляют врачи – детские психиатры, психоневрологи, невропатологи и педиатры. Это означает, что ребёнок приходит на реабилитацию с уже поставленным медицинским диагнозом.

Наиболее оптимальным вариантом является совместная работа детского психиатра, психолога, дефектолога – это позволяет в достаточно полной мере реализовывать комплексный подход, который является самым эффективным со всех точек зрения.

Поведение у детей с аутическими характеристиками часто проявляется в виде агрессии. Она проявляется в том, что ребёнок бьёт других людей (руками, ногами, головой), кусает других людей или предметы, бросает предметы в других, щипается, вцепляется в волосы, одежду, руки, плюётся, ругается.

Но есть и аутоагрессия; которая выражается в том, что ребёнок бьёт сам себя, ударяет себя другими предметами, бьётся о предметы, щипает, царапает и кусает себя.

Коррекционная работа с поведенческими нарушениями – это долгий и кропотливый процесс.

Вся коррекционная работа проходит в тесном сотрудничестве с родителями:

 - при составлении программы учитываются запросы родителей;

 - педагоги и родители обсуждают вопросы обучения и воспитания детей;

 - педагоги-дефектологи записывают домашнее задание ребёнка в тетрадь и объясняют родителям процесс его выполнения;

 - при активном участии родителей можно проводить праздники для детей.

Итак, коррекционная работа с детьми-аутистами должна быть индивидуальной и теоретически обоснованной. Выбор основного коррекционного подхода должен осуществляться совместно родителями и специалистами в зависимости от особенностей ребёнка, семейной ситуации, от ожиданий родителей и позиции специалиста.

×
ООО "Центр слуха и речи Верботон-М+" филиал г. Кисловодск